четверг, 23 января 2014 г.

Эдуард Асадов

16 января 2014 года поэзию нам читала Татьяна Антоновна Соловьева, библиотекарь МБОУ "СОШ № 38". Она сказала: "Я прочитаю стихотворение, а вы угадайте автора".

 Пробило десять. В доме тишина.
Она сидит и напряженно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна,
Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!



Пусть вечер люстру звездную включил,
Не так уж поздно, день еще не прожит.
Не может быть, чтоб он не позвонил!
Чтобы не вспомнил - быть того не может!

"Конечно же, он рвался, и не раз,
Но масса дел: то это, то другое...
Зато он здесь и сердцем и душою".
К чему она хитрит перед собою
И для чего так лжет себе сейчас?

Случалось, иногда он умилялся
Ее душой: "Так преданна всегда!"
Но что в душе той - радость иль беда?
Об этом он не ведал никогда,
Да и узнать ни разу не пытался.

Хвастлив иль груб он, трезв или хмелен,
В ответ - ни возражения, ни вздоха.
Прав только он и только он умен,
Она же лишь "чудачка" и "дуреха".

И ей ли уж не знать о том, что он
Ни в чем и никогда с ней не считался,
Сто раз ее бросал и возвращался,
Сто раз ей лгал и был всегда прощен.

В часы невзгод твердили ей друзья:
- Да с ним пора давным-давно расстаться.
Будь гордою. Довольно унижаться!
Сама пойми: ведь дальше так нельзя!

Она кивала, плакала порой.
И вдруг смотрела жалобно на всех:
- Но я люблю... Ужасно... Как на грех!..
И он уж все же не такой плохой!

Тут было бесполезно препираться,
И шла она в свой добровольный плен,
Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться
И ничего не требовать взамен.

Пробило полночь. В доме тишина...
Она сидит и неотступно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна:
Вдруг позвонит? А вдруг ещё придет?

Любовь приносит радость на порог.
С ней легче верить, и мечтать, и жить.
Но уж не дай, как говорится, бог
ВОТ ТАК ЛЮБИТЬ!

Автора мы, конечно, угадали. Это стихотворение Эдуарда Асадова, называется оно "Обидная любовь"Угадали его в первую очередь те, кто, как и Татьяна Антоновна, в молодости переписывал от руки стихи Э. Асадова в заветную тетрадь.
Кстати, стихотворение, прочитанное Татьяной Антоновной, было напечатано в журнале для современных подростков "Мне 15" (№20/2013).

Этот учебный год у Эдуарда Асадова юбилейный; 2013 - юбилейный год рождения, 2014 - юбилейный год смерти. Поэтому сегодняшние стихи оказались актуальны вдвойне.

Кроме темы любви мы не могли не затронуть тему любви к маме, которой Эдуард Асадов посвятил многие свои стихотворения:

ВЕЧЕР В БОЛЬНИЦЕ
Лидии Ивановне Асадовой
Бесшумной черною птицей
Кружится ночь за окном.
Что же тебе не спится?
О чем ты молчишь? О чем?

Сонная тишь в палате,
В кране вода уснула.
Пестренький твой халатик
Дремлет на спинке стула.

Руки, такие знакомые,
Такие... что хоть кричи! –
Нынче, почти невесомые,
Гладят меня в ночи.

Касаюсь тебя, чуть дыша.
О господи, как похудела!
Уже не осталось тела,
Осталась одна душа.

А ты еще улыбаешься
И в страхе, чтоб я не грустил,
Меня же ободрить стараешься,
Шепчешь, что поправляешься
И чувствуешь массу сил.

А я-то ведь знаю, знаю,
Сколько тут ни хитри,
Что боль, эта гидра злая,
Грызет тебя изнутри.

Гоню твою боль, заклинаю
И каждый твой вздох ловлю.
Мама моя святая,
Прекрасная, золотая,
Я жутко тебя люблю!

Дай потеплей укрою
Крошечную мою,
Поглажу тебя, успокою
И песню тебе спою.

Вот так же, как чуть устало,
При южной огромной луне
В детстве моем, бывало,
Ты пела когда-то мне...

Пусть трижды болезнь упряма,
Мы выдержим этот бой.
Спи, моя добрая мама,
Я здесь, я всегда с тобой.

Как в мае все распускается
И зреет завязь в цветах,
Так жизнь твоя продолжается
В прекрасных твоих делах.

И будут смеяться дети,
И будет гореть звезда,
И будешь ты жить на свете
И радостно, и всегда!

Конечно, вспомнили мы произведения, главными героями которых являются животные. Я впервые услышала рассказ о дружбе, завязавшейся между Эдуардом Асадовым и псом по имени Джек. Пёс, по-сути, спас Эдуарду Асадову жизнь. Полностью рассказ "Дай, Джек, на счастье лапу мне!" напечатан в книге "Что такое счастье".


Асадов, Э. Что такое счастье [Текст] / Э. Асадов. - М. : Эксмо, 2009. - 416 с., ил. - (Золотая серия поэзии).

С именем Асадова у меня связано такое воспоминание: в бытность школьным библиотекарем я предложила одной учительнице почитать томик стихов, который мне показался любопытным. "Нет, - сказала она, - спасибо, я предпочитаю литературную попсу вроде Асадова". Так получилось, что на тот момент творчество Асадова было мне практически не известно: образование у меня нефилологическое, в школе его поэзию не изучали. "Такая интеллигентная женщина, а читает попсу", - с удивлением подумала я. И лишь спустя какое-то время, прочитав томик его стихов, поняла, что она хотела сказать. Ведь действительно - попса: простой ритм и размер, простые слова, ничего сложного, понятно каждому, а не только литературным гурманам. Но такую "попсу" больше никому написать не удалось...

Хотелось бы добавить, что не только поколение Татьяны Антоновны переписывало стихотворения Эдуарда Асадова от руки. В детстве и я переписывала в свою тетрадь с песнями и стихами о любви стихотворение "Сатана" (ох, какое же оно длинное!). Автор стихотворения указан не был, и я была уверена, что его сочинила какая-нибудь влюблённая девочка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий